iss безопасность в стиле мастер-классВедущим видом транспорта России являются железные дороги. На их долю приходится свыше 80% грузооборота и 40% пассажирооборота страны, а эксплуатационная длина составляет 85,5 тысячи километров В 2003 г. с помощью железных дорог было перевезено около 1 млрд. 160 млн. тонн груза. Это гигантский объем материальных ценностей, стабильность перевозки которых влияет на стабильность экономики всей страны, поэтому многие из объектов железнодорожного комплекса имеют статус стратегических, с миллиардными инвестициями на государственном уровне. Обеспечение безопасности железнодорожной системы является неотъемлемой частью ее стабильной работы. Инвестиции в транспорт обязательно будут сопровождаться инвестициями в его безопасность. Системы видеонаблюдения все шире применяется как составная часть комплекса организационных и технических мер по обеспечению безопасности на транспорте. Объемы перевозимых материальных ценностей требуют использования современных автоматизированных средств контроля и учета коммерческого груза, потеря груза во время транспортировки ограничивает конкурентную способность железных дорог, мешая им становиться транспортной магистралью между восточными и западными странами. Составы до выхода на "магистраль" формируются множеством различных подрядчиков, которые могут недостаточно четко соблюдать требования по креплению и балансировке груза, что постоянно приводит к авариям. Целостность и сохранность груза должны быть обеспечены средствами, не зависящими от человеческого фактора, иначе при существующих территориальных масштабах задача не будет решена. Видеоконтроль пассажиропотоков Железнодорожные станции являются объектами повышенной опасности, для которых характерен большой поток людей. Особую проблему составляют "часы пик", когда малейший затор в движении приводит к громадным людским пробкам. Видеонаблюдение за местами большого скопления людей позволяет оперативно выявлять потенциально опасные ситуации. Такими местами являются, например, входы/выходы со станций, эскалаторы, платформы. Оператор должен постоянно контролировать эти потоки людей и в случае необходимости принимать решение о вмешательстве. В зависимости от ситуации операторы могут ограничивать доступ на платформу, включать дополнительный эскалатор; в некоторых странах прибегают к отключению системы проверки билетов для увеличения пассажиропотока. Для решения таких задач нужны централизованные интегрированные комплексы, чтобы оперативная информация вовремя обрабатывалась и профессиональные операторы могли предпринимать действия по устранению возможных опасных ситуаций. Участок, где происходит посадка на поезд, требует повышенного внимания: своевременное обнаружение потенциальных опасных ситуаций и сообщение об этом подразделению безопасности позволит избежать аварий. Активно развивается класс систем анализа видео, с помощью которых обрабатывают огромный поток информации и привлекают внимание оператора к возможным нарушениям (бегущий в толпе человек, затор в проходе, перепрыгивание через ограждения и т.п.). Не менее важной частью обеспечения безопасности является охрана объектов транспорта от действий вандалов, поскольку разукрашенные стены и сломанное оборудование составляют большую часть эксплуатационных расходов. На вокзалах происходят многие случаи задержания лиц, находящихся в розыске. Сейчас на рынке систем охранного телевидения уже появились системы, которые позволяют решать подобные задачи на более современном техническом уровне, без вмешательства в пассажиропоток. Из видеопотока со множества камер выделяются изображения лиц и передаются в центр наблюдения. Установка систем видеонаблюдения позволит также избежать таких характерных аварий, как столкновение составов, когда один из них не помещается на отведенную ему часть дороги после стрелки, или как столкновение поездов с оставленной на путях спецтехникой. Учет и верификация вагонов и груза. Оценка сохранности грузов Сегодня необходим современный уровень качества контроля груза и целостности движущихся железнодорожных вагонов. Несмотря на развитие различных средств автоматизации, в данный момент эта задача почти целиком решается вручную. В целом это выглядит примерно так. При следовании состава по железнодорожным путям для каждого состава в единой централизованной базе ведется натурный лист во избежание аварий (сходы составов с рельс из-за неправильной балансировки груза, разрушение опоры моста съехавшим в сторону бревном и т.д.), которые приводят к большим убыткам и задержке грузов. Для обеспечения безопасности движения прибывший состав при въезде на станцию осматривается работником станции, который на диктофон начитывает номера вагонов и замечания об их состоянии, отмечая возможные нарушения (смещение груза, отсутствие пломбы и т.д.). В дальнейшем на станции прослушивается запись, сверяется с натуралистом, при необходимости в него вносятся изменения (состояние состава, положение вагонов в составе "по факту"). Понятно, что такая работа требует большой сосредоточенности и внимания от человека. В качестве подтверждения перечислим лишь часть того, что должно быть проконтролировано: крепление грузов на открытом подвижном составе; соблюдение ТУ загрузки, креплений и подбоев, а также габарита нагрузки; целостность корпуса вагона, состояние крыш вагонов и контейнеров; наличие остатков груза на открытом подвижном составе; состояние люков крытых вагонов, зерновозов и цистерн; наличие пломб на фиксирующих механизмах двери, люках вагонов, цистерн; крепление грузов для предотвращения хищения; нагрузка насыпных грузов (уголь, щебень ит.д.). За достоверность информации о вагонах и грузах несется строгая ответственность. В случае прецедента с составом ответственность несут работники последней станции, через которую осуществлялся его перегон. Для повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок необходимо решить следующие задачи: 1. Сокращение времени на коммерческий досмотр состава. 2. Повышение техники личной безопасности работников, связанных с выполнением операций при коммерческом досмотре поездов и вагонов. 3. Качественное проведение расследования случаев повреждения, хищения, а также нарушений в обеспечении безопасности движения. Решить эти задачи можно внедрением комплексов видеонаблюдения, автоматизирующих многие операции. Грамотно спланированная система видеонаблюдения с удобным интерфейсом позволит работникам станции осуществлять все действия без выхода в зону движения поездов. С помощью интегрированной системы можно составлять аналитические отчеты, систем анализа видеоданных - считать количество вагонов и фиксировать их номера. В случае нарушения габаритов вагонов оператору выдается предупреждение об этом с предоставлением видеоданных. Сохраненные видеоматериалы в значительной степени ускоряют расследование аварий и фактов хищения. Ключевой частью аналитического отчета о движении транспорта является считывание номеров вагонов в составе. Для этого разрабатывались различные технологии. Например, очень перспективное решение по оборудованию всех вагонов RFID-метками так и не было доведено до конца (частично из-за разногласий по стандартам в разных странах СНГ), и на данный момент этими метками оборудована часть вагонов в России. Единственным реализуемым сегодня решением является оптическое считывание номеров, поскольку номера есть на всех вагонах, чтобы повысить надежность считывания, система должна анализировать номера с обеих сторон вагона. На рисунке 10 приведен пример, когда номера регистрируется только с одной стороны. Последняя цифра в номере вагона является контрольной. За счет всего этого надежность системы достигает 95-97%. Благодаря подобным комплексам оформление отчетной документации прохождения контроля автоматизировано. Кроме того, происходит взаимодействие с информационными системами и автоматизированными рабочими местами (АРМ), которые используются на железнодорожном транспорте. В составе систем мониторинга целесообразно применять тепловизоры, которые позволяют выявлять, например, места перегрева на колесной паре или утечки жидкости. Это поможет предотвратить аварии с серьезными последствиями, оценить и запротоколировать уровень заполнения цистерн без вмешательства в процесс движения состава. Все это во много раз повышает пропускную способность станций при высоком качестве контроля целостности груза. Переезд: оставленные предметы Особую опасность при эксплуатации железных дорог составляют не оборудованные системами теленаблюдения переезды. Наиболее частыми причинами аварий на железных дорогах, вопреки устойчивому мнению, являются не столкновения поездов с автомобилями, а предметы, выпавшие из автотранспорта во время пересечения рельсов. Это могут быть бревна из лесовозов, трубы и другие крупные предметы. Нередки также случаи отсоединения прицепов от автомобиля из-за сильных неровностей при пересечении железнодорожных путей. Присутствие подобных объектов на рельсах способно привести к аварии. Именно в таких случаях целесообразно применять детекторы оставленных предметов (данная технология сейчас активно развивается). Комплексный подход к обеспечению безопасности соответствует современным требованиям и может гарантировать бесперебойное функционирование объектов железнодорожного комплекса. Необходимость обеспечения безопасности жизни пассажиров, сохранности грузов, охраны железнодорожных вокзалов и станций определяет необходимость использования в этих целях высокотехнологичных продуктов, передовых технологий, надежного оборудования. Организация видеонаблюдения - традиционный способ для обеспечения безопасности. Однако реализованные в системах видеонаблюдения функции интеллектуального анализа позволят достичь качественно нового уровня обеспечения безопасности объектов транспорта, станут эффективны для предотвращения аварийных, представляющих опасность ситуаций. Технологии, отработанные при решении задач обеспечения безопасности офисов, заводов и т.п., могут быть с успехом перенесены и на железнодорожный транспорт. Заказать умный дом сейчас |
|